Трейдер работает в зале Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE)
Что такое спред
Спред — это разница между какими-либо численными финансовыми значениями. Термин «спред» происходит от английского слова spread — «разброс, распыление» (вспомните однокоренное слово «спрей»).
Основные виды спреда
Есть основные виды спреда, с которыми может столкнуться инвестор:
- спред спроса и предложения (спред между покупкой и продажей);
- спреды торговых позиций актива;
- спред опциона;
- спред доходности;
- спред андеррайтера.
Это достаточно разные в экономическом смысле явления. Тем не менее все они основаны на разнице значений, которая может быть существенной для инвестора.
Спред спроса и предложения, или спред между покупкой и продажей (Bid-Ask Spread)
Наиболее часто встречающийся инвестору спред — это спред спроса и предложения.
Спред спроса и предложения — это разница между ценами покупки и продажи финансового актива. Когда в обменном пункте валюты указывается цена покупки на €1 — ₽80, а цена продажи — ₽88, то спред спроса и предложения как раз составляет разницу между продажей и покупкой — ₽8, или 10%.
Спред как разница между покупкой и продажей тоже бывает нескольких видов.
Спред рынка
Спред рынка — разница между лучшей ценой продажи и лучшей ценой покупки какого-то определенного товара. Если инструмент торгуется на бирже, то спред рынка называют биржевым спредом. Иногда его называют более техническим и сленговым выражением — спред стакана. Стакан — это видимый трейдеру список цен на покупку и продажу каждого биржевого товара.
Если трейдер видит, что акции «Газпрома» можно сейчас купить за ₽239,73, а продать за ₽239,6, то биржевой спред составляет 13 коп., или 0,05%.
Спред маркетмейкера
Маркетмейкеры — это профессиональные участники рынка, которые всегда выставляют заявки на покупку и продажу актива, например ценной бумаги . Маркетмейкеры стремятся держать достаточно незначительную и устойчивую разницу между ценой покупки и продажи. На рынке при этом говорят, что «маркетмейкер котирует бумагу с узким спредом».
Спред маркетмейкера — это как раз разница между ценой покупки и продажи одного маркетмейкера. Для самого маркетмейкера спред — один из источников его доходов.