Деньги, кредиты, банки

Сколько стоит главный каршеринг России: оцениваем «Делимобиль» перед IPO

Сколько стоит главный каршеринг России: оцениваем «Делимобиль» перед IPO

Финансовый аналитик РБК Константин Бочкарёв

Финансовый аналитик РБК Константин Бочкарёв (Фото: РБК)

«Делимобиль» второй раз пытается выйти на биржу. Первая попытка была осенью 2021 года. Размещение должно было пройти сразу на двух площадках — на Нью-Йоркской и Московской биржах. Тогда компания планировала привлечь $200-$240 млн при оценке бизнеса в $760-$912 млн. Однако размещение не состоялось «по рыночным причинам».

Второй заход выглядит гораздо скромнее. Сейчас речь идет про размещение акций не более чем на ₽3 млрд или $33,67 млн по текущему курсу, при этом вся компания может быть оценена в ₽39,2-42,4 млрд или $440-476 млн без учета средств, привлеченных в рамках IPO. О новом эмитенте много говорят и пишут, но кое-что в этом бизнесе вызывает вопросы.

«Делимобиль» объявил о начале сбора заявок на IPO и назвал диапазон цен Делимобиль , Транспорт , IPO , Акции

Фото:Shutterstock

Прибыльность и эффективность бизнеса «Делимобиль»

На сайте эмитента  сказано, что «Делимобиль» является «прибыльным эффективным бизнесом с высоким потенциалом развития на активно растущем рынка каршеринга».

При этом в отчетности «Делимобиля» на 30 сентября 2023 года указано, что накопленный убыток компании составлял порядка ₽4,197 млрд. Конечно, компания значительно улучшила ситуацию по чистой прибыли в I полугодии 2023 года — ₽726 млн против ₽448 млн убытков за аналогичный период 2022 года. Однако такая динамика может быть отчасти связана с изменением в учетной политике, что еще в сентябре отмечали в Альфа-Банке: «Мы сохраняем крайне аккуратный подход к оценке кредитного качества эмитента, так как видим риски завышения финансовых показателей на фоне изменения правил учета «Каршеринг Руссия», что вызвано желанием компании выйти на IPO в ближайшем будущем после неудачной попытки в 2021 году».

Часть прибыли «Делимобиля» за 2023 год может быть связана с реализацией подорожавших в 2020-2022 годах бывших в употреблении автомобилей, однако, устойчивой такую прибыль назвать сложно. Обратная сторона этого процесса еще и в том, что из-за удорожания авто новые транспортные средства при обновлении или расширении автопарка компании приходится покупать по более высокой цене, что в перспективе означает более высокие издержки и амортизацию.

Для объективной оценки прибыльности «Делимобиля», необходимо сопоставить расходы компании на автомобили и амортизацию. Однако сравнивать имеющиеся показатели с 2019 по 2023 годы неправильно из-за изменений в учетной политике каршеринга. Так, до 2023 года «Делимобиль» использовал модель учета транспортных средств по переоцененной стоимости, а в рамках отчетности за I полугодие 2023 года перешел на учет по первоначальной стоимости, что предполагает более низкий уровень амортизации. К данному моменту компания представила пересмотренные данные по амортизации с учетом новой политики лишь за 9 месяцев 2022 года.

[sape]