Деньги, кредиты, банки

Инвесторы подали в ЦБ коллективную жалобу на СПБ Биржу

Инвесторы подали в ЦБ коллективную жалобу на СПБ Биржу

Фото: Андрей Любимов / РБК

Фото: Андрей Любимов / РБК

Частные инвесторы 21 декабря подали коллективную жалобу в Банк России с просьбой проверить соответствие количества ценных бумаг  , учитываемых депозитарием ПАО «СПБ Банк» на счетах участников торгов, объемам сделок, которые проводила площадка. Обращение №ОЭ-223216 подписали 145 частных инвесторов, письмо есть в распоряжении «РБК Инвестиций».

«У нас имеются все основания полагать о наличии так называемого кассового разрыва и наличии не в полном объеме у депозитария ПАО «СПБ Биржа  » иностранных ценных бумаг, причем этот кассовый разрыв может быть очень существенным», — заявили авторы жалобы.

Согласно обращению, инвесторы попросили регулятора проверить ряд действий ПАО «СПБ Биржа»:

  • установить соответствие сделок с иностранными ценными бумагами, проведенных ПАО «СПБ Биржа» за весь период до момента приостановки торгов, количеству ценных бумаг, учитываемых депозитарием ПАО «СПБ Банк» совокупно за всеми участниками торгов, в том числе посредством аудита записей у брокеров;
  • провести проверку законности решения площадки о возврате только 31,05% денежных средств по сделкам, совершенным 1 и 2 ноября 2023 года, а также блокировки (списания) денежных средств за период до введения санкций;
  • проверить законность конвертации валюты, возвращенной незаблокированной части, в рубли по внутреннему курсу СПБ Биржи;
  • обязать СПБ Биржу и брокеров предоставлять розничным инвесторам информацию о цепочках хранения, в том числе о кастодианах.

Инвесторы предполагают, что СПБ Биржа торговала иностранными активами во внутреннем пуле: инфраструктура ПАО «СПБ Биржа» производила внутренний клиринг в ходе торгов иностранными ценными бумагами, то есть формально проводила взаимный зачет входящих и исходящих заявок, преимущественно между российскими участниками торгов, а не напрямую на иностранных биржах с зарубежными контрагентами. Сделки с последними, считают инвесторы, площадка проводила только по итогу расчетного периода неустановленной продолжительности.

«Данная схема являлась небезопасной, потому что любая остановка торгов вызывает кассовый разрыв за тот период, в рамках которого не было клиринга с внешними контрагентами», — пояснили авторы обращения.

Также они указали на отсутствие на сайте биржи данных о маркетмейкерах, которые могли бы обеспечивать ликвидность при расчетах в инфраструктуре биржи и раскрыть данные о порядке клиринговых процедур площадки.

По оценке авторов жалобы, несвоевременный клиринг может являться нарушением Кодекса добросовестного поведения ПАО «СПБ Биржа» (разделы № 4 «Безопасность» и № 6 «Ответственность»).

«РБК Инвестиции  » направили запрос в пресс-службу Банка России, на момент публикации ответ не поступил.

«РБК Инвестиции» убедились, что обращение №ОЭ-223216 зарегистрировано Банком России 21 декабря 2023 года и получило статус «на рассмотрении».

Фото:«РБК Инвестиции»

Фото: «РБК Инвестиции»

ЦБ заявил об обязанности СПБ Биржи раскрывать цепочки хранения бумаг СПб Биржа , Банки и финансы , Санкции , Разблокировка

Фото:Андрей Любимов / РБК

Какие аргументы приводят инвесторы

Авторы жалобы напомнили, что 2 ноября площадка разослала журналистам сообщение, в котором говорилось: «Введенные санкции не затронут активы клиентов», — однако расчеты с участниками торгов по сделкам с иностранными ценными бумагами, заключенным с 1 ноября, площадка провела только 20 ноября.

«Розничные инвесторы, которые реализовали свои активы 1 и 2 ноября, должны были получить за них деньги. Однако и после этого наши опасения о наличии кассового разрыва окончательно подтвердились. 28 ноября нам сообщают, что СПБ Биржа согласовала механизм распределения не подпавших под ограничения денежных средств с участниками торгов», — подчеркнули инвесторы. Они утверждают, что валюта от сделок по реализации иностранных ценных бумаг до 2 ноября также была поставлена не в полном объеме.

[sape]